Перейти к содержимому

В какой-то момент я поняла, что не могу жить без этих изображений

Сейчас Татьяна Головина – сотрудник администрации Беломорского района, раньше она была директором музея «Беломорские петроглифы». Она рассказала о значимости объекта для республики и своих любимых сюжетах.

Расскажите свою личную историюКак вы связаны с петроглифами?

Раньше я очень много работала в дополнительном образовании, связанном в том числе с детским туризмом. И, конечно, петроглифы были в наших образовательных программах. Когда мне предложили возглавить Краеведческий музей «Беломорские петроглифы», я согласилась. В первую очередь я, конечно, думала именно о музейной коллекции, о краеведческой, о Поморье. Когда я пришла работать в музей в нем существовал и достаточно активно развивался «Центр поморской культуры». Поэтому в своей деятельности с коллегами мы решили основной упор делать на развитие беломорских петроглифов. Но надо отметить, что и предыдущим руководством эта тема активно популяризировалась, начиная с двухтысячных годов. О музее постоянно говорили именно в этом аспекте. Одной из ключевых задач было рассказывать о петроглифах, как местным жителям, так и туристам. На тот момент, это было шесть лет назад, я не думала о том, что это будет настолько значимо в будущем и для меня, и вообще для нашего района и республики.

Как петроглифы откликаются в вашей душе?

Каждый раз, когда я активно ходила на экскурсии, проводила их для совершенно различных категорий туристов и гостей (это были и достаточно серьезные гости нашего района и республики, и просто люди, которые приезжали познакомиться с культурным наследием), каждый раз я достаточно серьезно заряжалась энергией петроглифов, откликами людей. Они всегда были очень поражены. И, наверное, постепенно это удивление, это открытие для людей, которые впервые это видели, оно так откликалось и накапливалось, что потом в какой-то момент я поняла, что не могу жить без них, без этих изображений. Само понимание их многотысячелетней истории, оно приходит не сразу. Но когда ты сравниваешь с другими культурными объектами в нашей республике и в России в целом, благодаря работе музея мы активно общались и с другими и субъектами, и музеями, конечно гордость брала за то, что мы обладаем действительно уникальным объектом.

Как повлияло на жизнь Беломорска и всей Карелии включение петроглифов в список всемирного наследия ЮНЕСКО?

Это была очень длительная работа, она стала консолидацией и научного сообщества, и туристического, и, конечно, самого правительства Республики Карелия. Вообще, признание объектом ЮНЕСКО, которым стали петроглифы, случилось первые в истории современной России. Единственный объект на территории Республики Карелия, включенный в ЮНЕСКО — это Кижи, которые были еще в Советском Союзе признаны миром. А наши петроглифы — это победа, конечно, не только для Беломорска и Карелии, но и для всей России. Потому что среди археологических объектов это единственные объекты на территории Российской Федерации. Приобретая статус ЮНЕСКО, конечно, мы получили дополнительный интерес. Он совсем другой становится и для других категорий туристов, и для научного сообщества. И это заметно за последний год, насколько люди стали больше интересоваться, обращаться к этой теме, использовать ее в своих изделиях и творчестве. Ну и конечно это новые рабочие места.

Есть ли у вас любимый сюжет в петроглифах?

Да, есть несколько. Но вообще, говоря о беломорских петроглифах, нужно отметить, что это очень приближенные к жизни, совершенно бытовые изображения, но все равно они очень прекрасные. Мое любимое изображение на Залавруге – это «Эталонный лось». Он так называется, потому что настолько четко выбит со всеми деталями, что ты поражаешься, что древний человек на такой прочной породе, граните, сделал это со всеми подробностями. Это не может не впечатлять. Ну, кроме того, три лыжника, идущие друг за другом. Это практически бренд, символ наших зимних видов спорта в Республике Карелия. Вообще, считается, что это самое древнее изображение людей на лыжах в мире, поэтому, конечно, оно не может не впечатлять. Еще один интересный сюжет – это пляшущий человечек, о котором любят говорить многие экскурсоводы. Туристы очень хорошо воспринимают это изображение, они его трут и загадывают желание. Очень радостно, когда на следующий год приезжают люди и говорят: «Я загадал, и оно сбылось». Нравится мне еще олениха со спиральной ногой – это то изображение, которое связано со скандинавскими легендами: самка северного оленя несет на своей спине солнце. Этот рисунок тоже имеет хороший отклик у туристов, такие изображения приятно показывать и интересно про них рассказывать.

Что необходимо делать обычным людям, как им себя вести, чтобы сохранить это богатство?

На самом деле, за время моей работы в музее и даже когда мы работали с ребятами в детском туризме, мы заметили, что беломорчане и жители республики Карелия не всегда сами знали о том, что совсем недалеко от города или в нашем районе находится такой объект. Самое главное сейчас для нас — это, конечно, популяризация. Но популяризация, которая направлена не на извлечение выгоды, а на сохранение. На различных научных конференциях, когда звучали доклады про подобные археологические объекты из Сибири, с Дальнего Востока, то стало понятно, что отношение и сохранность у беломорских и онежских петроглифов намного лучше. Это важно не растерять, только преумножать. Многие, конечно, это осознают, дай Бог, чтоб так и продолжалось. Откровенных актов вандализма, слава Богу, пока не было.

Расскажите про ваше необычное платье?

Это платье, которое сшила и расписала одна из наших художниц детской школы искусств. На нем нанесена точная копия одного из изображений, которые находятся на Залавруге. На нижней части платья – это история, рассказывающая об охоте на лосей, а ворот украшают просто бегущие северные олени. Серый лен был выбран для имитации камня, нашего северного гранита.