Когда Анатолий Александрович Козырев учился на первом курсе, в Пиндуши впервые привезли «груз 200»*. В то время как третьекурсники прощались с товарищем, первокурсники ещё не осознавали происходящего.
Анатолий Александрович окончил Пиндушское мореходное училище №13. Не был призван, а получил направление на пароход. Он отучился там 4 года, а когда пришел в военкомат, ему сказали, что нужно служить ещё три года в ВМФ. Он попросил отправить его на два года, в морскую пехоту или ВДВ. Так он попал на должность санинструктора.
Подходим в военкомат, весной был призыв, а нам говорят:
— На подводную лодку.
— В чем причина-то?
— По комсомольской путевке.
— А путевку нельзя сдвинуть?
— Можно, — говорит, — подписывай бумагу!
И все, в бумаге было написано «Демократическая Республика Афганистан».
В учебном центре Гайжюнай Анатолий Александрович попал в медико-санитарный батальон. В его обязанности в Афганистане входило, в первую очередь, следить за тем, чтобы никто не болел. Болели нечасто. Бывало, что санинструкторы выходили и на боевые, помогали перевязывать раненых, проверяли аптечку, принимали участие в отправке пострадавших на вертолетах.
У каждого призыва была своя война. Один призыв может в месяц сходить на 2-3 боевые операции. А второй призыв может в этот месяц попасть на 5-6 боевых операций: переживать обстрелы и засады. Однажды мы попали, когда БМП подорвалась. Нас вызвали, мы накладывали шины, перевязывали ногу, говорили с парнем, кололи его промедолом. Состояние было шоковое. Мы просто его обкалывали и разговаривали с ним. Я потом у капитана спросил о его судьбе, а он не ответил ничего.
Жили в модуле: внутри стояли двухъярусные кровати и тумбочки, на боевых жили в палатках. Общались своим коллективом, тем призывом, что попали в Афганистан: отношения были разные, ведь никогда не бывает, чтобы разные люди мгновенно сплотились.
В разговоре с Анатолием Александровичем мы затронули вопрос важности каждой профессии. Кем бы ты ни служил и сколько бы времени не провел на боевых, ты никогда не узнаешь все обо всех. Наш собеседник рассказал о том, что конфликты между разными родами войск все же случались и даже в учебной части.
Любой военный, который с противоположной точки зрения, у него какая первая цель? То есть, разбить, например, взвод десантников, Он должен: первое — убрать водилу. Водитель — он не пойдет в горы, потому что нужно быть привязанным к машине. Я как санинструктор выходил на броне. Повара обеспечивают полковой пункт, обед для тех, кто должен вернуться. А если их обстреляют?
Мама Анатолия Александровича перестала смотреть новости на следующий день, после того как он вернулся домой. Но его воспоминания не опустят никогда.
Не сниться эти события не могут. Наверное, снилось всем и все. Потом да — оно все сглаживается до воспоминаний.
Когда Анатолий Александрович вернулся из армии, поступил в Карельский государственный педагогический институт. С однополчанами участвовал в создании Молодёжного жилого комплекса и отряда Шурави**, силами которого собрали деньги на установку памятника Черный тюльпан***, а проект реализовали ребята из первого и второго отряда.
* Груз 200 — условное обозначение, применяемое при перевозке тела погибшего военнослужащего к месту захоронения. Получил такое название по причине того, что военнослужащих перевозили цинковом гробу, который весит около 200 кг.
** Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане. Произошло от афганского названия советских гражданских и военных специалистов, в большом количестве работавших в Афганистане с 1956 года.
*** Черный тюльпан — мемориал воинам-интернационалистам из Карелии, погибшим в Афганской войне 1979—1989 годов. Свое название получил от советского военно-транспортного самолёта Ан-12, увозившего тела погибших советских военнослужащих с территории Афганистана в ходе Афганской войны.